СОБЛАЗНЫ ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА

Денис Василишен

курсы журналистики Валерии Губренко

Журнал «Все об охране труда»

СОБЛАЗНЫ ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА, Статья студента Kурсы журналистики Валерии Губренко Киев

СОБЛАЗНЫ ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА, Статья студента Kурсы журналистики Валерии Губренко Киев

*В сентябре этого года по Святошинскому району города Киева прокатилась

волна отравлений, связанных с употреблением дурмана. Инцидент получил

широкую огласку в средствах массовой информации, им заинтересовались

компетентные органы. *

 

*Как известно, несчастные случаи, произошедшие в учебных заведениях,

подлежат расследованию, а по его окончании разрабатываются

соответствующие профилактические мероприятия. Статья о качестве

проведенного расследования и разработанных предупредительных мерах.***

 

* *

 

*ЧЕМ БЫ ДЕТИ НЕ ТЕШИЛИСЬ…*

 

В столичной школе Святошинского района на протяжении одного из учебных

дней  резко ухудшилось состояние пятерых учеников-старшеклассников. Они

были госпитализированы с диагнозом «психическое расстройство средней

степени тяжести». Позже общее количество интоксицированных возросло до

11 человек. Тот же диагноз, те же симптомы — обмороки, слабость,

галлюцинации.  Делом заинтересовались местные органы государственной

власти. Была создана комиссия райгосадминистрации, возглавленная самим

председателем, а также комиссия районо по расследованию несчастного

случая. Начала проводить проверку и прокуратура.

 

*/О прокуратуре./*/ Журналист редакции неоднократно пытался попасть на

прием в прокуратуру Святошинского района г. Киева, чтобы узнать

подробности инцидента. Возбуждено ли уголовное дело? По какой статье?

Против кого? От кого и при каких обстоятельствах потерпевшие узнали о

свойствах растения? Существовала ли связь между отравившимися из разных

учебных заведений или же это можно считать совпадением? И т. д./

 

/К сожалению, по инициативе прокуратуры встречи многократно

переносились, но так и не состоялись. О причинах такого поведения

надзорного ведомства можно лишь догадываться.../

 

В ходе разбирательства дела выяснилось, что причиной группового

отравления стало употребление семян дурмана — растения, известного своим

наркотическим эффектом. Это растение появилось в Киеве не так давно

(предположительно с юга), и успело достаточно широко прорасти наряду с

более привычными для столицы растениями.

 

*Справка */(источник: Википедия)/.

 

Дурман/ (лат. Datura) /— род растений из семейства Пасленовые

/(Solanaceae). /Крупные травы, редко древовидные растения. Существует

две версии происхождения растений этого рода. По одной из них родиной

дурмана является Мексика и Центральная Америка, откуда он был завезен в

Европу вместе с другими пасленовыми. По другой версии дурман

распространился из прикаспийских степей, попав в Европу в Средние века

вместе с цыганами. Эффект отравления алкалоидами дурмана проявляется в

стимулирующем воздействии на центральную нервную систему и,

одновременно, в угнетении периферических нервов. Симптомы отравления

включают в себя учащение сердцебиения, сухость слизистых оболочек, сухой

кашель, возможны судороги. На начальной стадии воздействия наблюдаются

возбуждение, иногда проявляющееся в виде бессвязной речи и беспричинного

смеха, забывчивость, переходящее в заторможенное состояние с

повторяющимися периодами активности. Также появляются яркие галлюцинации

и бред.

 

*САЛО ТОЖЕ НАРКОТИК?*

 

Сокрытие производственного травматизма от учета и расследования —

проблема не новая. А избавлена от проявлений этой «болезни» система

образования? Забегаючи вперед, скажем, что упомянутый несчастный случай

не был взят на учет. Попробуем разобраться, почему...

 

Согласно «Положению о порядке расследования несчастных случаев,

произошедших во время учебно-воспитательного процесса в учебных

заведениях»,/ утвержденному приказом Минобразования Украины № 616 от

31.08.2001 и зарегистрированному в Минюсте 28.12.2001 под № 1093/6284

(далее — Положение о расследовании в учебных заведениях)/, несчастные

случаи произошедшие с учениками, студентами и т. д., подлежат

расследованию/. /*Положение о расследовании в учебных заведениях*

говорит о том, что комментируемый несчастный случай подлежит

расследованию и учету по следующим основаниям:

 

*а)* произошло* отравление* /(п.* *2.1 Положения о расследовании в

учебных заведениях);/

 

*б)* произошел *с учениками,* *студентами* и повлек ухудшение состояния

здоровья не менее чем на один день согласно медицинскому заключению

/(там же);/

 

*в)* произошел *в перерыве учебных занятий согласно учебным,

производственным и научным планам */(п.* *2.2 Положения о расследовании

в учебных заведениях)./

 

При наличии вышеупомянутых обстоятельств должны быть составлены акты по

форме Н-Н /(п.* *2.4 Положения о расследовании в учебных заведениях)/.

 

*Однако актов по форме Н-Н по результатам расследования составлено не

было.* Комиссия пришла к такому заключению на основании *п. 3.12

Положения о расследовании в учебных заведениях:* по результатам

расследования не составляются акты по форме Н-Н и не берутся на учет

несчастные случаи, произошедшие с учениками, студентами *вследствие

употребления наркотических или других психотропных веществ, а также

вследствие их действия* при наличии медицинского заключения...

 

Получается, дурман — «наркотическое или другое психотропное вещество».

Так ли это?

 

В ст. 1 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных

веществах и прекурсорах» /(№ 60/95-ВР от 15 февраля 1995 года)/ этим

понятиям даны точные определения:

 

· *наркотические средства* — вещества природные или синтетические,

препараты, растения, включенные в *Перечень наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров;*

 

· *психотропные вещества* — вещества природные или синтетические,

препараты, природные материалы, включенные *в Перечень наркотических

средств, психотропных веществ и прекурсоров.*

 

Обратимся к *«Перечню наркотических средств, психотропных веществ и

прекурсоров»* /(утвержден постановлением Кабмина от 6 мая 2000 г. №

770)./ Этот перечень содержит списки:

 

· «Особо опасные психотропные вещества, оборот которых запрещен»;

 

· «Растения, которые содержат наркотические средства и психотропные

вещества и оборот которых допускается для промышленных целей»;

 

· «Психотропные вещества, оборот которых ограничен»;

 

· «Психотропные вещества, оборот которых ограничен и относительно

которых допускается исключение некоторых мер контроля», —

 

но не в одном из них упоминания о растении «дурман» нет.

 

Тем не менее в медицинских справках, выданных потерпевшим, значится —

отравление психотропными веществами.

 

И тут мы сталкиваемся с необъяснимой загадкой. Если дети употребляли

дурман, то какое право имело медучреждение дать заключение о приеме

психотропного вещества (каковым дурман не является).

 

Если дети отравились не дурманом, а действительно психотропным

веществом, внесенным в «Перечень наркотических средств, психотропных

веществ и прекурсоров», то выходит, что материалы расследования

сфальсифицированы...

 

*/Примечание./*/ По этическим соображениям и по причине корпаративности,

медики неохотно комментируют действия своих коллег. Однако нам удалось

получить комментарий независимого эксперта (но с оговоркой, что он не

имеет права ставить под сомнение компетентность медработников. Ведь

только им известны все подробности и нюансы, которые остальные знать не

могут). Необходимо обратится к XIX разделу Международного классификатора

болезней (МКБ-10) *«Травмы, отравления и некоторые другие последствия

воздействия внешних причин». *Диагнозы, связанные с отравлением

психотропными веществами, содержатся в блоке *«Отравления лекарственными

средствами, медикаментами и биологическими веществами». *Дурман не

применяется в медицини ни как лекарственное средство, ни как медикамент,

ни как биологическое вещество. Поэтому установление диагноза «отравление

психотропными веществами» (в случае отравления дурманом) не вполне

оправдано./

 

/Следовало искать диагноз в блоке* «Токсическое действие веществ,

преимущественно немедицинского назначения»* (например, «отравление

другим съеденным растением» или «отравление другими уточненными

веществами» и т. д.). /

 

 

 

*ГОРА РОДИЛА МЫШЬ*

 

Комиссия райгосадминистрации, задавшись вопросом, как не допустить

аналогичных случаев, разработала и протокольно оформила ряд мер,

направленных на предотвращение подобного в будущем, среди которых:

 

*1.*    Провести рейды-проверки по уничтожению ядовитых растений на

территории Святошинского района.

 

*2.*    Провести методические советы с руководителями учебных заведений

насчет организации разъяснительной работы среди учеников. Цель работы —

объяснить воздействие ядовитых веществ на организм.

 

*3.*    Разработать и издать пособие «Ядовитые растения, которые

встречаются в Украине».

 

*4.*    Провести разъяснительную работу среди населения.

 

Действительно ли запланированные мероприятия могут принести

положительный эффект? Разберем их.

 

*Первое* и самое главное. Неужели кто-то может поверить, что подростки

ели дурман по незнанию? Совсем наоборот: выбрав такое специфическое

растение, они прекрасно осознавали, *что именно* и *для чего именно* они

едят. Если посмотреть на проблему под таким углом, то все представленные

мероприятия выглядят бессмысленно. Раз не было незнания, то и «объяснять

воздействие ядовитых* *веществ на организм», а также разрабатывать и

издавать пособия о «ядовитых растениях, которые встречаются в Украине»

не решение проблемы, а осознанное бегство от нее. Зачем подросток

употребляет наркотики? Если бы все объяснялось банальным незнанием о

вреде, как, очевидно, думают государственные чиновники, то при

существующем масштабе антинаркотической пропаганды это явление было бы

давным-давно искоренено…

 

*Во-вторых,* неужели «зачистка» Святошинского района может стать

препятствием для учащихся нарвать дурман в другом районе?

 

*В-третьих, *в Украине насчитывается 27 тыс. видов растений (в т. ч.

простейшие: грибы, лишайники и т. д.). Из них не менее сотни токсичны.

При определенных условиях отравиться можно даже «полезными» растениями

(например, съедобными с виду грибами). Поэтому издание «толстых»

справочников вряд ли исправит ситуацию.

 

 

 

*ПОДВОДЯ ЧЕРТУ*

 

*1.    *Мероприятия, задуманные госадминистрацией, по большому счету,

носят формальный характер.

 

*2.    *Резонансный груповой несчастный случай по сомнительным

основаниям избежал учета.

 

*3.    *Установленные комиссией причины, повлекшие групповую трагедию

(якобы незнание учащихся о свойствах дурмана), не выдерживают никакой

критики.

 

*4.    *По искаженным причинам разработаны соответственно искаженные

профилактические мероприятия.

 

*5.    *Усилия, которые будут приложены властью по недопущению

аналогичных случаев, вряд ли можно назвать эффективными.

 

Странно, что при проведении аналогичного рода расследований не

анализируется, как в учебных заведениях поставлена пропаганда здорового

образа жизни. Сколько действует спортивных секций? Как организована

внеклассная работа?..

 

Возможно, когда комиссии начнут изучать факторы, обеспечивающие здоровый

образ жизни молодежи, несчастных случаев станет меньше.

*Д. Василишен*

 

 

Оставьте комментарий

���������

on-line курс
пишущей
журналистики