Деловая журналистика — сбор информации

Автор: Роман Горбенко

курсы журналистики Валерии Губренко

Основная часть тренинга по деловой журналистике посвящена сбору и обработке информации.

Технологии поиска, сбора и обработки информации в деловых медиа, деловая журналистика как средство для анализа медиа потоков — от интернета до теле, радио вещания.

Источники информации: краткое описание, технологии и специфика работы

Институциональные:

— государственные структуры — их роль в функционировании разных отраслей (статист\активный регулятор), специфика сотрудничества, особенности коммуникации, что у них есть и что они скрывают. Деловая журналистика предполагающая диалоги, интервью, расследования.

— отраслевые объединения (ассоциации, объединения, союзы, лиги, палаты и т.п.) — их роль, функции, конфликт интересов, оценка роли ассоциации в регулировании и работе данного рыночного сегмента (эффективные, кептивные, декоративные). Деловая журналистика где стиль изложения в основном публицистический, много аналитических данных.

— субъекты рынка — предприятия, холдинги, управляющие компании. Сфера компетенций PR-подразделений, пресс-служб, технологии, формы и форматы сотрудничества, конфликт интересов. Коммуникация с предприятиями, у которых отсутствуют данные подразделения. Бизнес журналистика где могут быть и заказы на ПиАр статьи, рекламные статьи,заказные обзорные материалы.

Индивидуальные:

— аналитики\специалисты, которые заняты непосредственно в некой отрасли и предоставляют информацию\комментарии о своей отрасли

— независимые аналитики — эксперты, относящиеся к смежным бизнес-сегментам. Мнение такого эксперта часто более объективное, ценное и ёмкое, чем «взгляд изнутри».

— потребители — любой бизнес-сегмент производит товары и\или услуги для профессиональных потребителей и\или массового потребителя. Технологии сбора и оценки таких мнений, ценность обратной связи.

— информация, которую субъекты экономической деятельности обязаны раскрывать — где её найти, как отсортировать, систематизировать и проанализировать.

Сбор информации

— пассивный сбор информации, установление постоянного контакта с PR-подразделениями и пресс-службами, их методы и формы работы, автономия в принятии ключевых решений, когда пресс-служба ваш союзник, а когда — заклятый враг. Здесь бизнес журналистика полностью оправдывает своё название — т.к. для пассивного сбора информации зачастую используются все материальные средства издания, а также все доступные изданию рычаги давления. Получение акредитаций, разрешений на участие в пресс релизах, личных интервью как правило гораздо легче достаются именено тем журналистам статьи которых уже сделали им имяч либо издания которых оплачивают такого рода услуги ответственным за них лицам или организациям.

— активный сбор информации — работа с непосредственным носителем\обладателем данной информации, как и почему в данном случае нужно избегать контакта с PR-подразделениями и пресс-службами, их внутренние профессиональные и личностные мотивы, конфликт интересов при работе с представителями медиа, первоисточники, каналы и способы получения информации. Иначе говоря деловая журналистика за столом или в Поле.

— определение понятия и принципиальная разница между ньюсмекером и комментатором, недопустимость смешивания данных категорий для деловых СМИ, люди, которые «определяют тренд отрасли» и «мелочь, создающая информационный шум». Умение отличить одного от другого — гарантия не ударить лицом в грязь перед читателем, а также способ завоевания доверия и авторитета среди своего круга профессинальных экспертов. Бизнес журналистика как гарант правильной подачи информации. Относится скорее к анализу полученного и умению верно обрабатывать добытое. Такая деловая журналистика предполагает наличие определённого опыта или мощной редакторской части.

— информационная транспарентность различных отраслей экономики и прямая зависимость ценности работы журналиста в данных секторах. Поиск открытых источников обобщенной статистической информации о деятельности предприятий отрасли и самостоятельный сбор такой информации при отсутствии данных как таковых или в случае закрытости первичной статистической информации. Цели, методология, технология, инструментарий, сбор первичных данных, их анализ.

— эксель — один из важнейших инструментов работы бизнес-журналиста. Сбор, накопление и анализ статистических показателей как информационный повод. Архивы и базы данных как любой другой товар со временем приобретает новую ценность — технологии сбора, обработки, защиты и хранения такой информации. О чём рассказывает динамика показателей — диагноз и перспективы развития рынка\компаний, групп компаний. Как математика помогает журналисту не стать жертвой преднамеренных манипуляций со стороны экспертов.

— рейтинги и рэнкинги — принципиальная разница, какие бывают и почему их любят издатели и читатели. Методология составления, сбора первичной информации, обработки данных. Принципиальные различия между рейтингами и рэнкингами манипулятивно-маркетингового характера и рейтингами и рэнкингами, которые являются эталонной объективной «линейкой» для оценки объемов и динамики рынка, отдельных его субъектов и\или групп субъектов.

Работа с экспертами

— деловые СМИ как канал коммуникации внутри экспертных групп

— деловые СМИ как канал донесения экспертной информации\оценок\прогнозов до массовой аудитории

— подводные камни экспертных оценок — негласные отраслевые сговоры, выдавание желаемого за действительное, отфильтровывание\выбраковка\контраргументация таких манипулятивных посылов. Отказ в предоставлении экспертного комментария — возможные мотивы и способы преодоления. Золотое дно в отношении получения необходимого материала и различных сложных статей предполагающих использование определённой узкой терминологии, когда нет времени на глубокое изучение предмета выступающего темой. Деловая журналистика в наивысшем её проявлении — преодоление таких подводных камней.

— классификация экспертов, их подбор, выбраковка: люди и организации, которые определяют и задают темп развития рынка и «пустозвоны», заинтересованные в персональном пиаре — как отличить одного от другого, разница в пользе для журналиста. Наиболее глубокие и сведущие эксперты всегда пребывают в тени и не мелькают ежедневно в телевизоре и прессе — мотивы и особенности установления эффективной коммуникации. Бизнес журналистика как работа с людьми. Психологическая составляющая журналистики.

— создание, обновление и расширение собственной экспертной базы, с которой работает бизнес-журналист. Эксперты часто не только поставщики оценок текущей ситуации и\или прогнозов развития той или иной ситуации, но, часто, и поставщики новых информационных поводов, тем. Также лояльный эксперт является своего рода проводником журналиста в круг своих коллег. Бизнес журналистика как менеджмент источников информации.

— анонимные источники — как правило, предоставляют журналисту самую ценную информацию, но одновременно подвергают его наибольшему риску. Сложившаяся профессиональная практика работы с анонимными источниками, особенности законодательного регулирования. Когда лучше отказаться от анонимной сенсации.

 

Оставьте комментарий

���������

on-line курс
пишущей
журналистики