Бизнес-журналистика под микроскопом

Материал предоставлен курсами журналистики Валерии Губренко
Автор: Роман Горбенко

Что же в себя включает тренинг бизнес (деловой) журналистики?

На тренинге « Бизнес-журналистика» рассматриваются следующие вопросы:

— деловая журналистика, ее отличительные черты, функции, специфика, методы, стили, жанры, форматы. Новая парадигма деятельности деловых СМИ — переход от эпохи профессиональных журналистов и специалистов, не являющихся журналистами, к журналистике узких специалистов — мотивы и причины, новые требования аудитории и запрос со стороны рекламной индустрии. Бизнес журналистика как сфера гуманитарного производства, редакция как завод по производству новостей — отличия и сходства с материальным производством.

— определение наиболее типичных групп потребителей деловых\экономических новостей: профессиональный активный потребитель информации, пассивный потребитель информации экономического характера.

— различия в процессе поиска, отбора, восприятия и использования деловой информации данными группами.

— специфика работы с разными целевыми аудиториями — специфика сбора, обработки и подачи информации для потребителя в массовых изданиях, пишущих об экономической тематике, специализированных деловых СМИ, нишевых (отраслевых) СМИ. Специфика подбора тематики информационных сообщений, формата подачи, глубины освещения тематики. СМИ для СМИ, СМИ для экспертов, СМИ для широкой читательской аудитории — общие правила и отличия.

— специфика работы журналиста в нишевых деловых СМИ(Бизнес журналистика как явление), роль журналиста как аккумулятора экспертных мнений или журналист-эксперт, разница между профессиональным журналистом и экспертом, который сам становится журналистом.

— жанровые и стилистические предпочтения, обусловленные спецификой круга потребителей, краткий обзор жанров, стилей и форматов подачи информации

— краткий обзор стилистической специфики и формата подачи экономической информации в зависимости от типа носителя и\или канала доставки информации. Краткий обзор нынешнего конкурентного состояния носителей делового\экономического контента, ограничения и возможности каждого из способов доставки информации. Краткий обзор возможностей медийных конгломератов, замкнутый цикл гуманитарного производства: от блиц-новостей в режиме реального времени до глубокой качественной аналитики:

— пресса и бизнес журналистика

— радио и деловая журналистика

— телевидение

— интернет и Сео-журналистика

Прошедшее, настоящее, будущее — тонкие категории времени в бизнес-журналистике. Как вчерашнюю информацию сделать завтрашней, «новостные сериалы», игра на опережение информационных поводов. Реал тайм бизнес жуналистика.

Широкая тематическая ориентация или глубокая специализация — возможности и ограничения, принципиальные отличия бизнес-моделей.

Этот же вопрос решает для себя каждый журналист — либо он становится узким специалистом в одной отрасли, либо он пишет обо всем подряд, не ориентируясь глубоко ни в одной из тем: мотивы, возможности, перспективы и ограничения, персональные выгоды и риски.

Ответственность журналиста:

— ответственность перед читателем\обществом — конфликт личных интересов и профессиональной ответственности, репутационные риски журналиста. (ЭТО ВОПРОС НЕ СТОЛЬКО ЭТИЧЕСКИЙ, СКОЛЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕРЬЁЗНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ, НА РЫНКЕ ИЛИ В ОТРАСЛИ)

— законодательное регулирование разрешения конфликтных ситуаций — законодательные аспекты и сложившаяся практика (тезисно о законодательстве и детально о фактически сложившейся практике)

— этические и технические вопросы работы с первоисточниками и при сотрудничестве журналиста с экспертами. Когда и как хвост пытается вилять собакой и как этого избежать. Как не стать жертвой и, что самое страшное, — рупором преднамеренной манипуляции. Журналист-манипулятор и журналист как жертва и\или рупор манипуляции — разница, мотивы, причины, последствия.

Представитель деловых СМИ, в отличие от других отраслей журналистики, работает по правилам сапера — без права на ошибку. Он зажат между запросом аудитории и руководства на эксклюзивную и\или скандальную информацию и между перспективой судебных исков или даже банальной физической расправы. Преднамеренное искажение информации и грубая фактологическая ошибка. Причины появления и способы избежать этого. Цена такой ошибки — её жертвы и возможный ущерб. Возрастание или подрыв репутации журналиста и СМИ, на которое он работает, среди своих читателей, экспертов. Работа журналиста на свою репутацию, когда со временем репутация работает на журналиста. Возникновение и преодоление дилеммы — потерять доверие читателя или благосклонное отношение эксперта.

 

Оставьте комментарий

���������

on-line курс
пишущей
журналистики